/ru/history.php

История создания кафедры СТ и ПМ


К концу 1904 года было закончено оборудование механической лаборатории (лаборатории zaborovskiy.jpgиспытания материалов). Однако занятия в ней не проводились даже в 1906/07 учебном году “ из-за отсутствия лаборанта”. В 1904-1906 гг. лабораторией заведовал Н.М, Добрынин, в 1906 – 1922 гг. – проф. С.А. Заборовский, с 1922 года лабораторию возглавил проф. А. Н. Динник . Ассистентами лаборатории были инженеры А. С. Иловайский ( до 1932 г.) и Г.А. Скуратов ( 1922 -1930 ).
 Кафедра теоретической механики учреждена в ЕГИ в 1913 г., возглавил ее проф. А.Н. Динник. Тогда же и был учрежден кабинет теоретической механики, имевший библиотеку, коллекцию кинематических моделей, приборы для демонстрации опытов. Заведовал кабинетом Г.А. Скуратов. Под руководством А.Н. Динника кафедра теоретической механики приобрела прикладной характер и в 1919г. была переименована в кафедру технической механики dinnik.jpg
К 25-летию со дня основания ЕВГУ в институте уже существовало несколько научно-исследовательских кафедр, среди которых была и научно-исследовательская кафедра механики со следующими научными секциями: теоретической механики (руководитель - проф. Я.И. Грдина); технической механики (руководитель – проф. А.Н. Динник); горнозаводской механики ( руководитель – проф. В.М. Маковский ). 

Кафедрой механики в разные годы заведовали такие ученые: 
  • Динник Александр Николаевич (1869-1950), инженер, окончивший Киевский университет в 1899 г., действительный член АН Украины (1929). АН СССР (1946), работал в Екатеринославском горном институте 1913-1941 гг., возглавлял кафедру теоретической механики 1913-1930 гг. Работая в Днепропетровске, он создал лучшие работы, принесшие ему заслуженную славу. Это исследования в области устойчивости упругого равновесия прямолинейных и криволинейных стержней переменной жесткости, теории подъемных канатов, в области давления горных пород. А.Н. Динник – автор многих монографий, учебников, справочников, статей в области физики, прикладной математики, теоретической механики, сопротивления материалов и теории упругости, защитил три докторских диссертации. После реорганизации металлургического факультета ДГИ в металлургический институт (ДМетИ), А, Н, Динник перешел работать в ДМетИ, но продолжал заведовать кафедрой механики и в ДГИ. В 1930 в ДГИ была создана кафедра теоретической и строительной механики. Ее возглавил ученик А.Н. Динника, доктор прикладной механики, проф. А.Ш. Локшин.  
  • Локшин Абрам Шавелевич (1893-1934), окончивший Екатеринославский горный институт в 1918 г. и по представлению академика А.Н. Динника оставленный аспирантом кафедры; ассистент (1920), доцент (1923 ), профессор ( 1925 ), доктор прикладной математики (1928 ), заведовал кафедрой в 1930-1934 гг.  Проф. А.Ш. Локшин является автором множества работ в области прикладной математики, физики, теоретической механики, сопротивления материалов, теории упругости. Круг его интересов - это кручение стержней и анизотропных призм, устойчивость криволинейных стержней постоянного и переменного сечения, продольный изгиб при распределенной нагрузке, устойчивости и колебание пластин, подкрепленных ребрами жесткости.
  • Флоринский Федор Валентинович (1905-1975), инженер, окончивший ДГИ в 1930 г., доктор технических наук и профессор (1948), работал на ка-федре в 1930 – 1975 гг., работа была временно прервана Великой Отечественной войной, заведовал кафедрой в 1934-1973 гг. Ф.В. Флоринский является автором ряда фундаментальных исследований в области прикладной математики, динамики машин и механизмов, но особую известность получили его исследования динамических усилий, возникающих в шахтных подъемных канатах. В этой области он является продолжателем работ своих учителей – акад. А.Н. Динника и проф. А.Ш. Локшина. Созданная Ф.В. Флоринским динамическая теория расчета шахтных подъемных канатов до настоящего времени является научной основой дальнейших работ в этой области.
  • Онищенко Владимир Иванович (в 1924 г.), окончивший Днепропетровский государственный университет в 1950 г., ассистент кафедры строительной и теоретической механики (1950–1953); кандидат физико-математических наук (1958), профессор (1960), декан физико-технического факультета, проректор по учебной работе; ректор ( 1973-1982 ), возглавляет кафедру с 1973 г. по 1993 р. В.И Онищенко является автором работ в области пространственной теории упругости, прочности и устойчивости конструкций летательных аппаратов, напряженно-деформированного состояния горного массива, элементов конструкции горных машин, подъемных канатов.








Блохин.JPG
  • С 1993 г. по 2013 г. кафедру возглавлял С.Е. Блохин - инженер-строитель, доктор технических наук, профессор. Блохин Сергей Евгеньевич (1954-2013) - выдающийся ученый в области строительной механики и прикладной теории упругости, родился 27 марта 1954 года в г. Днепропетровске. В 1977 году окончил Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Трудовую деятельность начинал в институте технической механики НАН Украины под руководством известного ученого в области механики - академика НАН Украины В.А. Лазаряна. После защиты кандидатской диссертации (1981 г.) - ассистент, доцент (1982 г.), профессор (1990 г.), заведующий кафедрой (с 1993 г.) строительной, теоретической и прикладной механики, декан (с 1994 г. по 2013 г.) механико-машиностроительного факультета Национального горного университета. Докторская диссертация (1989 г.) «Динамика тяговых агрегатов и повышение эффективности эксплуатации карьерных поездов» положила начало циклу научных работ, посвященных системам принудительного вписывания железнодорожных экипажей в кривые малого радиуса. «Автоматические системы управления поворотом тележек» и в настоящее время успешно применяются на Оленегорском, Губкинском, Алмалыкском и Соколовско-Сарбайском горно-обогатительных комбинатах. Блохин С.Е. инициатор создания на базе Национального горного университета отраслевой научно-исследовательской лаборатории «Динамики и прочности несущих конструкций искусственных сооружений горно-металлургических предприятий  ЮГА» Минчермета СССР. 1988 году, после приказа об учреждении подразделения, он становится научным руководителем этой лаборатории (в последующим «Центр»). По сути впервые в отечественной практике сотрудниками «Центра» были проведены комплексные экспериментальные исследования взаимодействия искусственных сооружений и экипажей подвижного состава карьерного транспорта, исследованы вопросы динамики шахтных копров, подъемных установок, галерей ленточных конвейеров, рассмотрен целый комплекс задач, касающихся увеличения сроков службы и повышения безопасности эксплуатации объектов шахтной поверхности. Им опубликовано около 200 научных трудов, в том числе 3 монографии, подготовлено 7 кандидатов и 2 доктора наук. Блохин С.Е. - академик подъемно-транспортной Академии наук Украины, длительное время являлся членом экспертных советов ГАК МОН Украины и ВАК Украины. Блохин С.Е. - лауреат премии им. Академика В.А. Лазаряна в области механики (1985 г.), а также премии им. Ленинского Комсомола Украины (1987 г.- «технические науки»). За вклад в подготовку кадров для горной промышленности награжден Почетной грамотой кабинета министров Украины (1999 г.), знаками «Шахтерская слава».

Выдающиеся педагоги и ученые работавшие на кафедре:

Колосов Леонид Викторович (род. 1938 г.), окончивший Днепропетровский горный институт в 1960 г., инженер-механик, аспирант ( 1963-1966 ), старший инженер НИСа, старший научный сотрудник (1967-1970), доцент кафедры строительной и теоретической механики ( 1970-1989 ), доктор технических наук (1988), профессор кафедры ( с 1989 г.)
А.Н. Динник, С.А. Заборовский, С.Б. Шарбе ,(профессор, магистр астрономии, в 1907-1913 гг. возглавлял кафедру аналитической механики), А.Ш. Локшин, преподаватели В.Е. Загулин , Н.М. Добрынин, А.С.Иловайский , Г.А. Скуратов ; руководитель секции теоретической механики Я.В. Грдина; руководители секции горнозаводской механики В.М Маковский, К.Э. Рерих; доценты А.О. Спиваковский , А.А. Горин, Н.П. Горин, Н.П. Гришкова, В.С. Макаров.
В последующие годы на кафедре работали доценты Д.Н. Усенко ( 1934-1964), Е.В. Широченко (1932-1957), Э.М Карасик (1931-1978), В.Н. Трудов (1955-1966), В.Ф. Угольников (1953-1973), С.И. Ляховский ( 1950-1979), Л.П. Волошина (1952-1972), В.И. Родзяловский (1963-1975), Р.П. Дидык (1963-1976), Б.В. Виноградов (1962-1985), Н.А. Черный (1962-1968), К.С. Заболотный ( с 1975 ), А.М. Долгов ( с 1973 г. ), В.П. Равишин ( с 1970 г. ), В.Д. Кирнос ( с 1987 г. ), В.В. Плахотник ( с 1989 г.), В.Л. Федорков ( с 1989 г.), Л.В. Новикова (1972-1981), В.И. Пожуев (1973-1978); ст.преподователи Т.Б. Гвай (1957-1964 ),Л.А. Знаменская (1958-1988); ассистенты З.И Мурзина (1955-1980), А.Г. Тесленко (1962-1990), Э.В. Нерсесян ( с 1966 г.) В.Е .Артюхова ( с 1962 г. ), Г.Д. Пахомов ( 1964 г.), Н.В. Матысина ( с 1989 г.), В.В. Джур ( с 1990 г. ), М.В. Полушина ( с 1991 г.), В.Я. Киба ( с 1991 г.), С.В. Грищак ( с 1991 г.)
Основным направлением научных исследований коллектива кафедры с момента основания являлась динамическая теория расчета шахтных подъемных установок 
Созданная акад. А.Н. Динником лаборатория механических испытаний материалов стала в Украине центром испытания стальных канатов и другого горного оборудования. А.Н. Динник создал научные школы в области теории и расчета подъемных канатов, устойчивости форм и упругого равновесия, учения о давлении горных пород. Рассматривая канат как гибкую нить, А.Н. Динник для изучения продольных колебаний канатов с концевым грузом впервые рассмотрел канат как континуальную упругую систему. Коэффициенты устойчивости, вычисленные им, вошли в справочную литературу. Рассмотрев в первом приближении горную породу как упругую изотропную среду и применив методы теории упругости, А.Н. Динник определил закон распределения и величину напряжений в горных выработках. Широко известны его исследования искривления буровых скважин при вращательном бурении и динамический расчет ударной штанги
Ученик А.Н. Динника проф. А.Ш. Локшин получил ученую степень доктора прикладной математики после защиты диссертации на тему “ Динамические напряжения в подъемных канатах “. В обобщающей монографии, посвященной определению динамических напряжений в подъемных канатах постоянной длины и переменного сеченья, рассмотрены задачи о внезапной остановки верхнего конца каната, о сообщении скорости концевому грузу, о внезапном приложении концевого груза и веса каната, об ускоренном движении верхнего конца, а также о динамических напряжениях в канатах переменной длины. Эта работа являлась важным этапом развития учения о динамических процессах, протекающих в подъемных канатах, и легла в основу ряда последующих работ. Многие труды А.Ш. Локшина переведены на немецкий, французский и английский языки.
Профессор Ф.В. Флоринский был учеником А.Ш. Локшина и продолжателем научной школы А.Н. Динника по расчету шахтных канатов, выбору их оптимальных параметров и прогнозированию их долговечности. Он впервые решил задачу о предельном значении замедлении при предохранительном торможении шахтной подъемной машины. По его предложению значение наибольшего допустимого замедления принято равным 4 м/ с . Результаты многолетних исследований Ф.В. Флоринского обобщены в монографии « Динамика шахтного подъемного каната», где впервые обосновано получение поперечных размеров подъемного каната « статическим» методом, а на основе динамической теории расчета – для каждого конкретного подъемника. Эта монография являлась настольной книгой для нескольких поколений ученых, в том числе учеников Ф.В. Флоринского, работавших в области теории стальных канатов.
Ученик проф. Ф.В. Флоринского, Л.В. Колосов (1938-2000), ученый в области шахтного подъема. В 1960 г. окончил Днепропетровский горный институт по специальности "Горные машины". Три года работал инженером-конструктором рудника на Камышбурунском железорудном комбинате, после чего закончил аспирантуру и защитил в 1967 году кандидатскую диссертацию. Л.В. Колосов является продолжателем научной школы теории и расчета шахтных подъемных канатов, которая была сформирована в горном институте А.Н. Динник и Ф.В. Флоринским. Л.В. Колосов исследовал динамику стальных канатов в условиях их взаимодействия с подъемной машиной. Его исследования совместного решения механической системы и системы управления приводом и тормозом подъемной машины нашли отражение в монографии "Вертикальный транспорт на горных предприятиях" (1975 г.). Под руководством Л.В. Колосова было создано новое научное направление по расчету и конструированию плоских резинотросовых канатов, разработана теория расчета этих канатов, их конструкции, техническая документация по изготовлению и эксплуатации. Созданные Л.В. Колосовым канаты второго поколения с 1995 г. и по настоящее изготавливаются РМЗ ПАО "Кривбасжелезрудком" и эксплуатируются на всех многоканатных подъемах Кривбасса, на угольных шахтах России, Украины, Казахстана. Исследования по созданию теории усталостного разрушения канатов обобщенные им в докторской диссертации "Научные основы разработки и применения резинотросовых канатов подъемных установок глубоких рудников" (1987 г.) В 1988 г. ему было присвоено ученое звание профессора. Он является автором более 200 научных работ, под его руководством 9 аспирантов защитили кандидатские диссертации, пять - стали докторами технических наук. Последователем научной школы профессора Л.В. Колосова профессором Ропаем В.А. напечатано более 140 научных работ в указанном научном направлении, получено 30 патентов на конструкции стальных и гумотросовых канатов, конвейерных лент и способы их изготовления. При участии проф. Ропай В.А. разработаны и внедрены в производство 10 технических условий на новые конструкции канатов. По патента Украины № 21061 опубликованном 15.06.2001, бюллетень № 5, «Плоский уравновешивающих канатов» авторы: Колосов Л.В., Ропай В.А., (НГУ), Шидо Н.Н., Савицкий В.И. (ВАТ "Кривбасжелезрудком") на основании лицензионного соглашения впервые на территории СНГ выпускаются плоские гумотросовые уравновешивающие канаты (ГТК) в г. Кривой Рог, ВАТ "Кривбасжелезрудком". ГТК эксплуатируются в Украине, Белоруссии, Казахстане, России. 
С 1970 г. группа научных сотрудников под руководством проф. Б.В. Виноградова работала над созданием и усовершенствованием больших рудопомольных мельниц и разработала методику динамического расчета больших редукторов , используемых в приводах мельниц , а также методику расчета долговечности открытых зубчатых передач. С 1981 г. на кафедре появилось новое направление исследований - изучение динамики и прочности подвижного состава железнодорожного транспорта и мостовых конструкций ( проф. С.Е. Блохин ). Математическое моделирование , масштабные натуральные испытания позволили получить ряд технических решений , которые уменьшают износ колесных пар и рельсов увеличивают долговечность использования мостовых конструкций , повышают безопасность эксплуатации карьерных поездов. В 1988 г. была создана отраслевая научно - исследовательская лаборатория динамики и прочности мостовых конструкций горно -металлургических производств юга Украины . 
Готовя научно-педагогические кадры, кафедра сохраняла основные научные направления, которые были сформированы А.Н. Динником. Он защитил три диссертации на соискание ученой звание магистра механики (1908), доктора-инженера (1912) и магистра прикладной математики (1915).
На кафедре докторские диссертации защитили А.Ш. Локшин (1928 ) Ф.В. Флоринский (1946 ) Л.В. Колосов (1987 ) С.Е. Блохин ( 1989) , Ропай В.А. ( 1998) . Р.П. Дидык , Б.В. Виноградов , В.И. Пожуев , И.В. Бельмас , Л.С. Заболотный , Л.В. Новикова , основная доля которых была выполнена во время работы этих преподавателей на кафедре строительной и теоретической механики . Кандидатские диссертации защитили : Д.Н. Косенко ( 1948) , Е.С. Степанов ( 1949) , Е.М. Карасик , С.И. Ляховицький ( 1953) , В.Н. Трудов ( 1961) , В.Ф. Угольников (1962 ) , Р.П. Дидык ( 1965) , И.А. Локшин (1966 ) , Н.А. Черныш , Б. Виноградов , Л.В. Колосов ( 1967) , А.С. Поверський ( 1970) , В.В. Беспалько , А.Н. Обухов ( 1975) , В.А. Рапа ( 1976) , Л.Я. Фомичева , А.Н. Долгов (1977 ) , И.В. Бельмас ( 1978) , Л.С. Заболотный (1979 ) , В.Д. Кирнос (1984 ) , В.И. Пожуев ( 1986) , И.В. Дановича , С.А. Титов ( 1988) , Матисина Н.В. ( 1989). Колосов Д.Л. ( 2002) .

Преподаватели , посвятившие жизнь работе на кафедре: 

Василий Иванович Роздяловский
В.И. Роздяловский преподавал теоретическую механику, сопротивление материалов, строительную механику, занимался научно - исследовательской работой.
Василий Иванович родился в г. Гродненской губернии (ныне Брестская область Беларуси) в 1914 Его отец, Роздяловский Иван Васильевич , в то время был студентом лесного института , а мать, Мария Степановна, работала учительницей. В 1915 г. , во время Первой Мировой войны , семья эвакуировалась в г. Екатеринослава . В 1916 г. отец окончил лесной институт в Харькове , после чего с семьей переехал в Смоленскую губернию, где в 1923 окончательно поселился в г. Рославль. Там в 1930 году В.И. Роздяловський завершил среднюю школу , после чего работал рабочим связи на строительстве железной дороги. В 1931 г. он поступил на третий курс Рославльский вечернего рабфака, после завершения которого в 1933 году поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. После учебы в 1939 году В.И. Роздяловского направили на работу в Московской конторы по проектированию Байкало - Амурской магистрали, но вскоре был призван в ряды Красной армии. Служил в железнодорожных войсках , где прошел путь от рядового до инженер -капитана . Проходил службу в Забайкальском военном округе , участвовал в Великой Отечественной войне на Карельском фронте в 1943-1944 гг Как военный инженер занимался восстановлением железнодорожных путей в Украине . Завершил службу в г. Днепропетровске. В.И. Роздяловский имел два ордена и 12 медалей. В частности , он был награжден медалями " За оборону Советского Заполярья " , " За участие в Великой Отечественной войне ", " За восстановление предприятий черной металлургии юга " и др. .
После демобилизации , с 1946 по 1953 г., Василий Иванович работал в Государственном проектном институте " Приднепровский Промстройпроект" . В 1953 г. был избран на должность заведующего кафедрой строительных материалов и работ курса " инженерные конструкции " инженерного факультета Днепропетровского сельскохозяйственного института , где в 1955 получил звание доцента. После ликвидации факультета , в 1955 перешел работать в Днепропетровский химико - технологического института на должность доцента кафедры теоретической механики и сопротивления материалов .
В 1963 г. В.И. Роздяловский перешел на работу в Днепропетровский горный институт ( ДГИ ) на должность доцента кафедры теоретической и строительной механики, где работал до конца своей трудовой карьеры.   С сентября 1965 по сентябрь 1967 для Василия Ивановича - ответственное время : он работал преподавателем в Камбодже и был награжден орденом "Командор Камбодже " .
9 марта 1979 В.И. Роздяловський вышел на пенсию , но продолжал поддерживать связи с институтом .
Василия Ивановича ни стало 23 июня 2007